Личный Герб

18.07.2012 в 08:20

Герб – это разновидность эмблемы, представляющая собой щит с расположенными на нем в определенном порядке гербовыми фигурами, который может быть окружен дополнительными элементами.

В России каждый человек может иметь герб.  Личный герб воплощает статус его обладателя, является олицетворением его чести и достоинства, его опознавательным средством, а также – в силу традиции – символом его семейных, родственных связей. Существование личного/родового герба соответствует традициям и обычаям европейской и российской геральдики и современного гражданского права.

Гербы делятся на три категории (по типу владельца): личные, территориальные и корпоративные.

Личный герб – это герб, владельцем которого является физическое лицо или группа лиц. Личные гербы бывают родовыми и персональными.

Родовой герб – это личный герб, владельцем которого является группа лиц, связанных кровным родством или свойством (род). Родовой герб передается по наследству в порядке, определяемом нормативно-правовыми актами или традициями каждого конкретного государства, народа или региона.

Персональный герб – это личный герб, владельцем которого является одно физическое лицо. Персональный герб, в структуре которого присутствуют должностные символы и атрибуты, соответствующие служебному положению владельца, называется должностным. Персональный герб, будучи переданным по наследству и лишенным должностных элементов, автоматически становится родовым.

В гербах замужних женщин, вдов может изображаться  шнур с узлами особого вида; в гербах незамужних: пальмовый венок.

Герб состоит из обязательных и необязательных элементов.

К обязательным элементам герба относится гербовый щит. Щит – основа любого герба,  главная и непременная составляющая в его структуре. Гербовый щит может иметь общепринятую либо прежде не употреблявшуюся форму.

К общепринятым формам гербового щита относятся следующие формы: французская, испанская, немецкая, английская, швейцарская, польская, итальянская, овальная, круглая, квадратная и ромбическая.

К необязательным элементам герба относятся: шлем и элементы шлемовой группы, корона (венец), девизная лента и девиз, щитодержатели и подножие, мантия, награды и арматюра.

Корона – это дополнительный элемент герба, представляющий собой условный головной убор. Корона может венчать гербовый щит (находясь непосредственно над ним), шлем или мантию. Дворянскую, баронскую, графскую, княжескую, королевскую и императорскую короны, а также другие короны, признанные в геральдике атрибутами титулованного и нетитулованного дворянского сословия, имеют право поместить на гербе только те, кто имеет право на это.

Короны и мантии имели различный вид в зависимости от обозначаемого титула и от иных обстоятельств; иногда употреблялись короны и мантии индивидуального образца.

Шлем – дополнительный элемент герба, представляющий собой условный элемент верхней части доспеха, надеваемый на голову. Шлем может располагаться непосредственно над гербовым щитом или над венцом, венчающим щит. Шлем должен иметь общепринятую в геральдике форму, технически соответствующую или несоответствующую пропорциям реального прототипа. Статусные шлемы изображались, как правило, серебряными или стальными и имеющими золотые или серебряные детали. Некоторые элементы западных шлемов рассматриваются в геральдике как наделенные той или иной степенью почетности: таковы узоры и элементы, выделяемые цветом, отличным от стального; решетчатые и сплошные забрала; медали на шейных цепочках, украшающие горловину шлема, и т.д. Подкладка шлема обычно изображалась червленой или пурпурной (малиновый, фиолетовый, темно-красный цвет). Это не имело почетного или статусного значения, будучи лишь данью традиции.

Равнозначны повороты шлема прямо и геральдически вправо (т.е. влево от зрителя). При изображении герба поворот шлема должен быть подчинен необходимости наиболее внятной демонстрации нашлемника.

В женских гербах отсутствуют шлемы (и, как следствие, связанные с ними элементы: прежде всего – нашлемники, наметы) и используется щит особой формы – ромб; декоративные модификации этой формы условно отождествляются с ромбом. Ромб может замещаться также овалом как нейтральным (в отношении пола обладателя герба) вариантом щита.

Элементы шлемовой группы могут присутствовать в составе герба лишь в случае наличия шлема. К элементам шлемовой группы относятся: намёт, нашлемник (клейнод) и шлемовый венец.

Намёт – накидка на шлем из ткани. Изображается, как ровно спадающей по обеим сторонам шлема, так и в виде сложно закрученного орнамента, извивающихся лент, листьев и т.д. Идеальным считается, если цвета намета повторяют цвета металлов и финифтей щита. Традиционным считается, если внешняя сторона (верх) намета финифть, а внутренняя (низ) - металл. При составлении герба в намете используются исключительно основные металлы и финифти (золото, серебро, червлень, лазурь, зелень, чернь, пурпур), в редких случаях финифть может быть подложена горностаевым или беличьим мехом.

 Бурлет -  надетое на шлем кольцо из тканевых жгутов с перемежающимися витками, как правило – двух или большего количества цветов, реже – одноцветный. Обычно является переходным звеном от шлема к нашлемнику; выступал как аналог дворянской короны.

Ввиду очевидной связи корон, бурлетов и мантий как структурных элементов герба с сословными градациями общества, несуществующими в современной России, их использование в создаваемых ныне гербах является неуместным

Нашлемник (в европейской традиции - клейнод) – дополнительный элемент герба шлемовой группы, представляющий собой фигуру или совокупность взаимосвязанных фигур. Нашлемник в геральдике является своего рода вторым (верхним) гербом, где при желании можно поместить что-то либо повторяющее-продолжающее смыслы, заложенные в символике щита, ещё раз их обыгрывающее; либо что-то дополнительное в смысловом значении. В этом качестве нашлемники бывают вспомогательными и самостоятельными. 

Шлемовый венец – вид венца, находящийся непосредственно надетым на вершину шлема, и служащий логической связкой и графическим переходом от шлема к нашлемнику, входя в состав последнего.

Девизная лента - элемент герба, представляющий собой условный отрез материи, с помещенным на нем девизом. Девизная лента располагается под щитом. Девиз - текст, изображённый на ленте (жизненное кредо армигера, крылатое выражение, цитата из священных тестов, пословица и т. д.). Слова девиза могут быть любыми, но предпочтение отдаётся кратким и ёмким текстам, написанным на русском или латинском языках или языке армигера.

Щитодержатели –  дополнительные почетные элементы герба, представляющие собой фигуры, находящиеся по сторонам гербового щита и поддерживающие его. Символически изображают приверженцев обладателя герба или исторические, правовые и иные основы его высокого статуса. Исторически щитодержатели связаны с властными прерогативами; в исторических гербах дворянства они обозначали право на титул, древность происхождения или особые заслуги, отмеченные верховной властью. Щитодержатели могут быть парными (как идентичными, так и отличными), в редких случаях – одиночными (размещаясь с одной стороны щита или позади него).

Подножие (или основание) – это дополнительный элемент герба, представляющий собой условную конструкцию, на которой находятся щитодержатели. Подножие должно располагаться под гербовым щитом. Всякие щитодержатели (за исключением летающих существ: птиц, ангелов, драконов)  должны в обязательном порядке иметь опору (подножие). Подножием может служить девизная лента.

Мантия накидка в виде плаща или палатки, прикрывающая герб; придаточный знак роскоши, появившийся в западноевропейской геральдике (впервые – во французской) не ранее XVII в. Мантия должна располагаться позади всех прочих составных элементов герба, окружая их. Сень – особо почетный вид мантии с куполообразной вершиной, являющаяся особо высокостатусным элементом.

Знамя, флаг - в геральдике знамёна при щитодержателях в принципе могут быть везде, где присутствуют последние. Данное правило касается исключительно гербового знамени, штандарта своего герба. В некоторых странах право на знамёна в гербе издавна считалось особой привилегией; в Шотландии они теоретически вычленяются в отдельный элемент структуры герба.

Награды – дополнительные элементы герба, представляющие собой изображение реальных почетных знаков - орденов и медалей. Награды помещаются под гербовым щитом обычно на соответствующих лентах. Расположение наград должно соответствовать геральдической традиции, а их совместное размещение в гербе – действующей иерархии этих наград.

Арматюры – это обширная группа прочих дополнительных элементов герба. К декорациям относятся: фигуры, скрещенные за гербовым щитом, венки, арматюра и прочие подобные элементы.

В исторических гербах допускалось использование некоторых знаков высоких должностей и званий (маршальских жезлов и т.д.). Использование каких-либо знамен, жезлов, церемониальных цепей или иных композиционно самостоятельных элементов структуры герба для обозначения должности или звания уместно лишь в том случае, если должность действительно занята обладателем герба или звание действительно принадлежит обладателю герба, и если данный атрибут должности или звания официально утвержден и зарегистрирован. Использование в гербе знамен, жезлов, церемониальных цепей и пр. подобных атрибутов как композиционно самостоятельных элементов структуры герба в чисто декоративных целях недопустимо.

Все элементы герба, кроме щита, не являются обязательными и могут не включаться в состав герба. Иные отступления от простейшей структурной схемы герба (присутствие двух или более шлемов, размещение каких-либо предметов на намете или в качестве самостоятельных элементов герба и т.п.) рассматриваются либо как неуместные аномалии, либо как изменения, имеющие особо почетный характер, и потому не должны допускаться.

Краски и покрытия фигур и элементов герба называются тинктурами. Тинктуры делятся на три группы: финифти, металлы и меха. Один из важнейших принципов геральдики (т. н. "основное правило тинктур") заключается в том, что запрещено помещать финифть на финифть, а металл на металл. 

Источник: geraldic.taba.ru

Виталий Грахов
Подробнее ознакомиться с правилами геральдики можно на сайте http://sovet.geraldika.ru/ Так сказать, получить информацию от профессионалов своего дела.

Поиск родственников

Генеалогия и генетика

  • История Смольного института. Как в России воспитывали благородных девиц

    История Смольного института. Как в России воспитывали благородных девиц

    Жизнь России не могла не изменяться под натиском европейской культуры, и с конца XVIII века это становится особенно заметно. Петр I обращает внимание на женское образование, под его началом появляется школа для девочек. И это будет первой ступенью на пути становления женского образования в России. Екатерина Великая шагает дальше и основывает 16 мая 1764 года в Санкт-Петербурге Смольный институт благородных девиц. Он становится первым высшим учебным заведением для женщин и, пожалуй, самым известным в истории России.

  • Сколько русской крови было в Романовых? Кормилицы Царской России

    Сколько русской крови было в Романовых? Кормилицы Царской России

    В газете «Петроградский листок» от 11 марта 1917 г. в заметке «Какая в них кровь» писали об интересном ответе русского историка С.М. Соловьева на вопрос о проценте содержания крови Романовых в современных российских правителях. Гости пили чай, и Сергей Михайлович якобы, взяв пустой чайный стакан, налил его до половины красным вином и, рассказывая о браках русских государей с заморскими принцессами, стал подливать воду. Жидкость «становилась все светлее и светлее, пока, совершенно потеряв старую окраску, сохранила лишь её слабый оттенок». Из чего можно сделать вывод, что русского в этих русских оставалось мало. Но была и другая составляющая крови и плоти наших правителей, которая приходила к ним «из народа».

  • Вздорная барыня. Мать Ивана Тургенева

    Вздорная барыня. Мать Ивана Тургенева

    Иван Сергеевич Тургенев кричал: «Да кого ты не мучаешь? Всех! Кто возле тебя свободно дышит? Ты боишься нам дать что-нибудь, ты этим боишься утратить свою власть над нами. Мы были тебе всегда почтительными сыновьями, а у тебя в нас веры нет, да и ни в кого и ни во что в тебе веры нет. Ты только веришь в свою власть. А что она тебе дала? Право мучить всех!» Любимый сын бросал в лицо обвинения своей матери.

    «Драли меня за всякие пустяки, чуть не каждый день», - писал в дневниках Иван Тургенев. О характере его матери – богатой и властной помещицы Варвары Петровны – ходили легенды. Но люди, знавшие семью близко, объясняли, что у женщины с такой тяжелой судьбой нрав и не мог бы быть кротким.

    Варвара Петровна Тургенева. Вздорная некрасивая барыня, прозванная Салтычихой за жестокость по отношению к крепостным.

    При этом — личность, несомненно, незаурядная, талантливая, образованная… Первой разглядевшая литературный талант своего среднего сына, Ивана Сергеевича. При этом — нещадно наказывающая всех, кто нарушил ее правила: прислугу, сыновей… Знавшая языки, любившая театр, всю жизнь ведущая дневниковые записи. Иван Сергеевич прочитал их уже после смерти матери и воскликнул: «Какая женщина!.. Да простит ей Бог все… Но какая жизнь!»

  • "Любовь хулигана". Самые близкие женщины Сергея Есенина.

    "Любовь хулигана". Самые близкие женщины Сергея Есенина.

    В марте в нашем разделе "Интересное" мы говорим о выдающихся, запомнившихся нам женщинах. Сегодня вспомним женщин Сергея Александровича Есенина. Что правда из того, что мы знаем о них, а что унесли года и исковеркало время?

    Понимающая Изряднова, "любовь по-русски" с Райх, самоубийство Бениславской, "золотая голова" Дункан и высокомерная Толстая.

    Любил он, как и творил, с душой, но перегорал так же быстро, как и влюблялся. Кто были они — главные женщины в жизни поэта.

    — Много женщин меня любило. Да и сам я любил не одну. Не от этого ль тёмная сила приучила меня к вину, — пишет поэт в 1923 году.

  • Самые стильные женщины Серебряного века

    Самые стильные женщины Серебряного века

    Разумеется, в первую очередь Анна Ахматова c ее гордым профилем и Марина Цветаева с вечной челкой. Но кто кроме них?

    «Профессиональных» красавиц вроде балерины Матильды Кшесинской или актрисы Веры Холодной вспоминать не будем — нас интересуют только интеллектуалки, только богема!

  • Как отмечали Масленицу на Руси

    Как отмечали Масленицу на Руси

    Главными праздниками на Руси были в основном даты православного календаря: Рождество, Крещение, Пасха. В них смешались христианские традиции с языческими. Например, накануне Рождества принято было колядовать и наряжаться нечистой силой, а в крещенский сочельник девушки гадали на женихов. Языческое происхождение имела и Масленица, праздник весны и плодородия. Давайте узнаем, что было принято подавать на стол, как веселились и какие песни пели.