7 национальных праздников лета

11.06.2020 в 16:12

7 национальных праздников лета

Прошлое и будущее неразрывно связаны. Благодаря тем представлениям о мире, которые были у наших предков, и мы с вами стали теми, кто мы есть. Чтобы отделить одно время года от другого, чтобы задобрить небесные силы, чтобы почувствовать каую-то жизненную опору в бесконечной борьбе с неуправляемыми силами природы, люди пытались найти закономерности и получались приметы и традиции, формировались праздники. Отпраздновать окончание сева и заручиться поддержкой духов при сборе урожая, правильно заготовить полезные травы и обеспечить благополучие своему стаду — наши предки знали сезонные обряды на все случаи жизни. Сегодня о самых интересных летних праздниках народов России, дошедших до наших дней.

Иван Купала

Юханнус у финнов, Лиго (или Янов день) у латышей и эстонцев, Йонинес у литовцев, Купалье у белорусов, Иван Купала у украинцев и русских. Главный летний праздник этих народов имеет общие языческие корни. В прибалтийских странах он, как и в древности, приходится на день летнего солнцестояния, но обычно отмечают Иванов день не строго 22 июня. Например, в Латвии официальные выходные в честь летнего праздника — 23 и 24 июня. У православных Иван Купала сместился на 7 июля и стал совпадать с Рождеством Иоанна Крестителя.

Традиция празднования Иванова дня практически не изменилась. В самую короткую ночь года принято одеваться в национальную, готовить блюда традиционной кухни и устраивать игрища, связанные с огнем, водой и травами. Считается, что в праздничную ночь до захода солнца нужно обязательно искупаться в реке или озере. Ближе к закату разжигают костры и устраивают через них прыжки. В купальскую ночь также собирают цветы, из которых потом плетут венки. После праздника эти венки высушивают и хранят дома: считается, что они имеют особые целебные и защитные силы. Также с помощью купальских венков можно гадать: нужно опустить венок в реку и посмотреть, как далеко он уплывет, — если отдалится от берега, это обещает скорое замужество, долгую жизнь и счастье.

Ысыах

Главный праздников лета у якутов — Ысыах. Обычно он приходится на день летнего солнцестояния. Праздник знаменует начало Нового года в традиционном скотоводческом календаре. Предки якутов в этот день устраивали торжественную встречу божествам айыы — покровителям коневодства и скотоводства.

Ыысах получил свое название от слова «ыс» — кропить, брызгать. Отсюда и обряд, во время которого кобыльим молоком — кумысом — окропляют землю. Кумысом также угощают гостей и обрызгивают огонь. По традиции Ысыах устраивается внутри круга из молодых берез — священного дерева якутов.

Во время праздника проходят конные скачки, соревнования по прыжкам, борьбе. Это отголосок древних ритуальных игр — они символизировали переход от старого года к новому. Центральное место в празднике занимает хоровод — осуохай. Во время массового танца люди движутся «по солнцу», то есть по часовой стрелке. Каждый гость Ысыаха должен пройти хотя бы один круг хоровода.

Сабантуй

Сабантуй отмечали еще в раннее Средневековье. Название этого праздника образовалось от слов «сабан» — «плуг» и «туй» — «свадьба, торжество». Изначально Сабантуй приходился на середину весны, когда тюркские народы праздновали начало полевых работ. В советское же время стали отмечать окончание посевной.

Сегодня Сабантуй проходит летом — его празднует практически весь Татарстан и Башкортостан. Гулянья проходят также в крупных городах России и зарубежья, где живут татары.

Самые старые из сохранившихся традиций праздника — скачки, состязания в беге и борьба. В XIX веке на Сабантуе появились и шуточные соревнования: бег в мешках, лазание по гладкому столбу, бои мешками с соломой, перетягивание каната.

Семык

Главный праздник марийцев знаменует собой наступление лета. Он родственен старинному славянскому празднику — Зеленым святкам, главным днем которых был Семик. Его отмечали незадолго до Троицы, на седьмой четверг после Пасхи. У русских, правда, этот праздник вытеснила православная Троица, у крещеных же марийцев Семык существует как самостоятельный праздник и сегодня. Они празднуют его на Троицкой неделе — со среды до воскресенья. В эти дни марийцы поминают умерших родственников.

Первый день Семыка всегда считался особенно опасным — люди старались не выходить из дома и не выгонять со двора скотину, чтобы очнувшиеся от зимней спячки души умерших не навредили хозяйству. Чтобы задобрить покойных, каждая марийская семья проводила поминальный обед: для усопших угощение клали на отдельное блюдо. Ночью жгли костры, собирали целебные травы, молодежь до утра играла и развлекалась. Сегодня этот праздник больше похож на фольклорный фестиваль.

Гербер

Гербер — национальный удмуртский праздник. Он стал общереспубликанским в 1992 году, до этого его отмечали в разных деревнях и под разными названиями. Раньше день празднования зависел от погоды и сроков полевых работ — Гербером завершалась посевная. Ритуальный покос, бросание яиц в первую борозду, трапеза в поле, приготовление особой каши, обряд «свадьба поля» с участием девушки и юноши, изображавших жениха и невесту, — все это должно было обеспечить плодородие почвы и хороший урожай.

Современный Гербер — это скорее возможность окунуться в удмуртскую культуру: услышать народную музыку, приобрести поделки местных мастеров, попробовать перепечи — ватрушки с мясной, яичной, грибной или овощной начинкой, которые запивают традиционными напитками — кумышкой и суром.

Хэбденек

Эвены — северный народ — в древности жили по лунному календарю. Отсчет нового календарного цикла начинали летом — 22 июня. Эвенский Новый год называется Хэбденек, что значит «веселье», его отмечают в день летнего солнцестояния. Эвены верили, что в это время приоткрываются врата между мирами и духи слышат всё, о чем просят люди.

C 1997 года Хэбденек стали праздновать в Магадане, в районе устья реки Дукча. Как и в старину, желающие собираются в пять часов утра — увидеть первые лучи нового солнца. Старейшины проводят обряд кормления огня и благодарения Земли. На разных площадках можно увидеть выставку ремесел коренных народов Севера, побывать на настоящем эвенском стойбище, отведать магаданской ухи с чаем из таежных трав и поучаствовать в хороводе хэде под звуки бубнов. Одна из любимых традиций Хэбденека, которой следуют и в наше время, — загадывание желаний. Чтобы они исполнились, нужно завязать ленточку на специальную веревку — «дэлбургэ».

Тун-пайрам

Праздник первого айрана, или Тун-пайрам, — одно из главных событий в культурном календаре Хакассии. Тюркские кочевники-скотоводы отмечали день айрана еще 2000 лет назад. Праздник приходился на конец мая — начало июня, когда скот перегоняли с зимних пастбищ на летние. Животные начинали питаться свежей травой, и появлялось много молока.

Для праздника из первого молока готовили айран, а из айрана перегоняли молочную водку араку. Люди преподносили духам священную пищу, прося об изобилии. Хранителем скота считался специально отобранный конь — ызых, которого во время обряда омывали молоком, окуривали благовониями и отпускали на волю.

Новейшая история Тун-пайрама ведет отсчет с 1980 года. Главный праздник проходит на Сагайской поляне около села Аскиз и приурочен ко Дню Республики Хакасия, который отмечают 3 июля. По-прежнему проводится обряд подношения духам, гости соревнуются в конных скачках, стрельбе из лука, прыжках и борьбе. В одном из традиционных состязаний нужно взять камень весом около 80 кг, присесть с ним, подняться в полный рост и перекинуть его через плечо.

 

 

 

С использованием материалов https://www.culture.ru/materials/253414/7-nacionalnykh-prazdnikov-leta

Комментариев нет

Поиск родственников

Генеалогия и генетика

  • Первые фотоальбомы

    Первые фотоальбомы

    Историю своей семьи мы отслеживаем по старым фотографиям и полуистлевшим личным документам, поэтому альбом для фотографий – настоящая семейная ценность, которая передается по наследству от родителей детям. Однако даже очень качественный фотоальбом не может прослужить более 50 лет. По истечении данного срока фотоснимки следует перемещать в новый альбом, чтобы они не испортились.

  • Судьбы детей А.С. Пушкина и Н.Н. Гончаровой

    Судьбы детей А.С. Пушкина и Н.Н. Гончаровой

    Согласны ли вы с известной поговоркой, что на детях гениев природа отдыхает? Спорное утверждение, ведь существуют примеры целых династий, где родители вполне могут гордиться своими детьми и внуками, не уступающими им в таланте. Но порой потомки специально выбирают в жизни иной путь, не желая соперничать с выдающимся предком.

    Быть поэтом с фамилией Пушкин после Александра Сергеевича или писателем с фамилией Толстой после Льва Николаевича — тяжкая ноша. Сегодня давайте поговорим о том, как же сложилась судьба детей великого русского поэта. У Александра Пушкина и Натальи Гончаровой было четверо детей — два сына и две дочери. Старшей, Марии, к моменту гибели отца не было и пяти лет, младшая, Наталья, и вовсе была восьмимесячным младенцем.

    После смерти Пушкина император Николай I позаботился о семье поэта: вдове и дочкам до замужества был назначен пансион, сыновья определены в пажей с жалованьем в 1500 рублей вплоть до поступления на службу.

  • Как родные: история обрусевших вещей

    Как родные: история обрусевших вещей

    Многие изобретения древних народов сегодня были бы знакомы лишь историкам, если бы не получили второе рождение в России. Кто помнит, что предок кокошника родом из Древней Греции, а валенки пришли к нам от иранских племен, кочевавших в Центральной Азии?

  • Почему у исландцев нет фамилий?

    Почему у исландцев нет фамилий?

    Большинство исландцев (а также иностранцы, получившие в последние годы исландское гражданство) имеют только имя и отчество (подобная практика существовала прежде и в скандинавских странах). В обращении и при упоминании человека употребляется только имя, независимо от того, обращается ли говорящий к данному лицу на «вы» или на «ты».

  • Гулянья на Троицу

    Гулянья на Троицу

    Проводить русалку, похоронить кукушку, засушить май и сделать шута. Так гуляли на Троицу наши предки.

    Традиционные русские праздники отмечали календарную смену времен года и моменты солнцестояния и равноденствия. В эти дни проводились обряды, связанные с новым этапом сельскохозяйственных работ и сезонными изменениями в жизни человека.

  • «Детские» русские традиции

    «Детские» русские традиции

    О многих традициях, окружающих нашу сегодняшнюю жизнь, мы почти не задумываемся, они часть нашего культурного кода. Рождение ребенка и детство в целом тоже наполнено ритуалами и своими особыми традициями, многие из которых берут свое начало в далеком прошлом. Давайте разберемся, откуда пошли некоторые известные нам устойчивых выражений и традиции, а также узнаем значение уже ушедших из нашей речи выражений.