Гулянья на Троицу

06.06.2020 в 18:00

Гулянья на Троицу

Проводить русалку, похоронить кукушку, засушить май и сделать шута. Так гуляли на Троицу наши предки.

Традиционные русские праздники отмечали календарную смену времен года и моменты солнцестояния и равноденствия. В эти дни проводились обряды, связанные с новым этапом сельскохозяйственных работ и сезонными изменениями в жизни человека.

Языческий праздник: традиции и обряды

Христианский День Святой Троицы (Пятидесятница, Духов день) совпадает по времени с переходом от весны к лету и языческим праздником Семик, или Триглав. В этот период на Руси начинались летние гулянья и гадания. С помощью обрядовых песен и танцев славяне «программировали» землю на обильное цветение и большой урожай.

Считалось, что плодоносящую силу земле придавал хоровод в поле на Троицу. В него обычно не принимали детей до 15–16 лет и стариков. Это сейчас правильно затянуть хороводную песню да притопнуть в такт могут только наши прабабушки да прадедушки. А раньше участником этого обрядового танца была молодежь. Хороводы водили самые разные, часто часами, с обеда и чуть ли не всю ночь под одну и ту же песню, повторяемую много раз.

«Чтоб урожай был хороший», в некоторых регионах из оставшейся прошлогодней соломы делали шута, или Андрюшу, — чучело, которое сжигали в конце праздника. Если у вашего соседа по даче посевы всходят раньше и деревья растут лучше, то попробуйте научиться делать своего шута.

До Троицы женщины должны были закончить ткать холсты. Иначе, говорили, на нитях будут качаться русалки. Во многих селениях Троицкую неделю после праздника называли Русальной. Считалось, что в это время русалки выходят из воды на землю. Это был период прощания с весной. По традиции из тряпок делали куклу, наряжали ее в женскую одежду и с песнями и танцами носили по деревне. Неделю русалка жила среди людей.

«Русалка, каже, у середу будеть вылазить, у четверьг будеть рубахи мыть. У пятницу будеть катать (то есть выглаживать рубаху рубелем), а у субботу уже наряжаться».

Чтобы задобрить утопленниц, жители села сплетали ветки берез, делая из них качели. В конце недели русалку «провожали» — оставляли в лесу или сжигали чучело.

На Троицкую неделю в некоторых регионах страны незамужние девушки гадали, кто первой замуж выйдет. Обряд назывался «Похороны кукушки». Не пугайтесь! «Похоронить» означало спрятать.

В некоторых регионах за неделю до праздника кукушку сплетали из листьев клена или болотной травы куги или просто сооружали палку с ленточками. Девочки делали кукушек втайне от мальчиков и прятали кукол — «хоронили» — на дереве или зарывали в землю.

На Троицкой неделе куклу-кукушку доставали и спускали на плоту на воду, приговаривая: «Ну, и плыви!», или просто бросали в воду. Чья дальше уплывала, той и замуж первой идти.

В славянской мифологии образ кукушки воплощает души умерших, не изживших свой век. А период окончания кукования («от Егория до Петра») символизирует окончание весны и начало лета.

Главным символом Троицы по праву считается береза. Ей посвящали песни, ее называли кумушкой, подруженькой. Подмосковная детвора с веткой березы, украшенной ленточками, бумажными цветами, яичной скорлупой и колокольчиками, обходила дома, напевая о березке кудрявой и собирая угощения. Ленты для украшения березы были предметом роскоши. Кто ленту не принес, того конфеты собирать не брали.

Во время троицких гуляний на самих деревьях делали венки из ветвей и гадали на них. Чей венок через неделю засох, тому ждать болезней, а чей зеленился, тот здоров будет.

Троицкий венок

Троицкий венок считался неизменным вестником брачного обета.

С венками на голове молодежь принимались водить хороводы. С окончанием хороводов начиналась игра в горелки (кстати, слово «горелки» восходит к глаголу «гореть», причем изначально, видимо, в значении «любить, страдать от любви»). Горелки не были детской игрой: в нее играли девушки и холостые молодые мужчины. Водящим всегда выбирался парень, и ловить он мог только девушку, так что игра давала возможность знакомиться, общаться и выбирать невесту.

А вечером молодежь шла к реке, где все бросали венки в воду. Если венок поплывет, это означало неизменное счастье. Если венок завертится на месте, это предвещало расстройство свадьбы, семейные ссоры. Если венок потонет, то это угрожало великим несчастием. Если венок останавливался на месте, то заключали, что девицам в этот год не быть замужем, молодцам оставаться неженатыми.

Нередко случалось, что влюбленные будто нечаянно бросали свои венки вместе. По сближению таких венков на воде угадывали о близкой свадьбе. А бывали примеры, что матери не отдавали дочек за таких суженых, чьи семицкие венки потонули в воде на виду у всех. Верили, что такие суженые или скоро умирают, или спиваются.

Троицкий каравай и скатерть

Троицкому караваю и скатерти придавалось особое значение.

Каравай засушивали в сухари и хранили до свадьбы. Их замешивали в свадебный каравай на счастье и любовь молодых. А скатерть играла важную роль на смотринах. Ее тайно от всех клали на стол и накрывали другою скатертью. Верили, что эта скатерть приковывала суженого к девушке крепче железа. Но на такой поступок отваживались не все матери из опасения — как бы ни привязать к своей дочери лихого суженого.

Березовыми ветками украшали дом. В Удмуртии ими даже застилали обеденный стол. Во дворе ветки втыкали в землю, в ворота, в щели между бревнами. Их называли «май». На Брянщине, когда над деревней собиралась гроза, сухой «май» палили в печи, чтобы в дом не ударила молния.

До сих пор православная Троица празднуется в сочетании с древними славянскими традициями. Священники в этот день облачаются в праздничные одежды зеленого цвета, символизирующие вечное возрождение жизни. Прихожане приносят на службу букеты трав и ветки берез. После освящения их высушивают, а затем используют весь год как лечебные. В воде на троицких травах купали детей.

В этот день храмы, дома, образа принято украшать березовыми ветвями и цветами в честь животворящего Святого Духа, проливать слезы на цветы или березовые ветки, которые держали в руках во время церковной службы. Букетик или веточки, орошенные слезами, хранили целый год — по поверью, это спасало от засухи. Была и другая причина плакать над цветами: считалось, что слезы смывают грехи. Сколько грехов за собой человек числил, столько цветочков или веточек он должен был взять с собой в церковь.

 

С использованием материалов https://www.culture.ru/materials/119313/gulyanya-na-troicu

Комментариев нет

Поиск родственников

Генеалогия и генетика

  • Первые фотоальбомы

    Первые фотоальбомы

    Историю своей семьи мы отслеживаем по старым фотографиям и полуистлевшим личным документам, поэтому альбом для фотографий – настоящая семейная ценность, которая передается по наследству от родителей детям. Однако даже очень качественный фотоальбом не может прослужить более 50 лет. По истечении данного срока фотоснимки следует перемещать в новый альбом, чтобы они не испортились.

  • Судьбы детей А.С. Пушкина и Н.Н. Гончаровой

    Судьбы детей А.С. Пушкина и Н.Н. Гончаровой

    Согласны ли вы с известной поговоркой, что на детях гениев природа отдыхает? Спорное утверждение, ведь существуют примеры целых династий, где родители вполне могут гордиться своими детьми и внуками, не уступающими им в таланте. Но порой потомки специально выбирают в жизни иной путь, не желая соперничать с выдающимся предком.

    Быть поэтом с фамилией Пушкин после Александра Сергеевича или писателем с фамилией Толстой после Льва Николаевича — тяжкая ноша. Сегодня давайте поговорим о том, как же сложилась судьба детей великого русского поэта. У Александра Пушкина и Натальи Гончаровой было четверо детей — два сына и две дочери. Старшей, Марии, к моменту гибели отца не было и пяти лет, младшая, Наталья, и вовсе была восьмимесячным младенцем.

    После смерти Пушкина император Николай I позаботился о семье поэта: вдове и дочкам до замужества был назначен пансион, сыновья определены в пажей с жалованьем в 1500 рублей вплоть до поступления на службу.

  • Как родные: история обрусевших вещей

    Как родные: история обрусевших вещей

    Многие изобретения древних народов сегодня были бы знакомы лишь историкам, если бы не получили второе рождение в России. Кто помнит, что предок кокошника родом из Древней Греции, а валенки пришли к нам от иранских племен, кочевавших в Центральной Азии?

  • Почему у исландцев нет фамилий?

    Почему у исландцев нет фамилий?

    Большинство исландцев (а также иностранцы, получившие в последние годы исландское гражданство) имеют только имя и отчество (подобная практика существовала прежде и в скандинавских странах). В обращении и при упоминании человека употребляется только имя, независимо от того, обращается ли говорящий к данному лицу на «вы» или на «ты».

  • 7 национальных праздников лета

    7 национальных праздников лета

    Прошлое и будущее неразрывно связаны. Благодаря тем представлениям о мире, которые были у наших предков, и мы с вами стали теми, кто мы есть. Чтобы отделить одно время года от другого, чтобы задобрить небесные силы, чтобы почувствовать каую-то жизненную опору в бесконечной борьбе с неуправляемыми силами природы, люди пытались найти закономерности и получались приметы и традиции, формировались праздники. Отпраздновать окончание сева и заручиться поддержкой духов при сборе урожая, правильно заготовить полезные травы и обеспечить благополучие своему стаду — наши предки знали сезонные обряды на все случаи жизни. Сегодня о самых интересных летних праздниках народов России, дошедших до наших дней.

  • «Детские» русские традиции

    «Детские» русские традиции

    О многих традициях, окружающих нашу сегодняшнюю жизнь, мы почти не задумываемся, они часть нашего культурного кода. Рождение ребенка и детство в целом тоже наполнено ритуалами и своими особыми традициями, многие из которых берут свое начало в далеком прошлом. Давайте разберемся, откуда пошли некоторые известные нам устойчивых выражений и традиции, а также узнаем значение уже ушедших из нашей речи выражений.