«Непочатая вода»: почему на Руси это считалось самым сильным средством

26.11.2019 в 11:59

«Непочатая вода»: почему на Руси это считалось самым сильным средством

В сознании русских людей, как язычников, так и христиан, вода всегда наделялась магическими свойствами и использовалась в самых разных обрядовых действиях. В традиционной культуре особую ценность представляла так называемая «непочатая вода», набираемая в определённое время в строго установленном порядке. Именно она обладала самым мощным целебным действием и сакральной силой, поскольку наполнять ею сосуды необходимо было до появления первых солнечных лучей, когда ещё ни один смертный не черпал воды из данного источника. «Непочатую воду» иначе можно именовать нетронутой или непитой водой, в которой за ночь аккумулировались и преумножались чудодейственные чары.

Время водосбора

Фольклорист Людмила Виноградова в одной из своих работ отмечала, что в народном мировоззрении, наибольшую ценность представляла «непочатая вода» набранная ранним утром, предварявшим начало Рождества, Нового года, Сретения, Великого Четверга, Великой Пятницы и дня Ивана Купалы. В зависимости от того в какую дату набиралась вода, она нарекалась рождественской или новогодней, сретенской или купальской, четверговой или пятничной.

В случае крайней необходимости, ходить за магической водой можно было в любой день календаря, хотя считалось, что самыми сильными свойствами она заряжалась в ночь со среды на четверг.

 Место водосбора

Набирать «непочатую воду» можно было из родников, ручьёв, колодцев, рек. Для усиления магического эффекта люди, по мере возможностей, приносили и смешивали нетронутую воду из трёх, семи, а ещё лучше из девяти разных источников.

Зачерпнув живительную влагу, люди в качестве дара водоёму привязывали на ветви прибрежных деревьев и кустов лоскуты, отрезы полотна, небольшие предметы одежды или нити.

Метод водосбора

Чтобы «непочатая вода» не утратила своей чудодейственной силы, тот, кто отправлялся за ней до рассвета, должен был соблюсти несколько непререкаемых правил.

Отправляться в путь необходимо было натощак и, главным образом, молча: человеку запрещено было здороваться с кем-либо и откликаться на чей-то голос.

По данным Л. Виноградовой зачерпывать «непитую» воду можно было только новым сосудом, будь то кувшин или ведро, который не должен был быть изготовлен из чугуна. Наполнять емкость полагалось только с первого раза, ни в коем случае не доливая повторно и не отливая из него воду. Если живительная проточная влага бралась из колодца, то черпать нужно было против движения солнца, то есть с запада на восток, а если из реки — то против течения.

Возвращаться домой также полагалось в безмолвии, при этом строго-настрого воспрещалось оглядываться назад. В горнице никто из домочадцев не имел права дотрагиваться до принесённой воды или пить её без надобности.

Лечение

В книге Елены Левкиевской «Мифы и легенды восточных славян» значиться, что одной из областей применения «непочатой воды» была профилактика и лечение детских болезней. Приболевшего малыша поили этой целебной влагой, потом смачивали ею его лицо, ручки и ножки, а оставшуюся воду сливали под любое дерево. По суеверному обычаю, считалось, для полного выздоровления ребёнка, взрослый должен был в течение 40 дней повторять эту церемонию, иногда бросая в принесённую воду угли из печи, зёрна или серебряные монеты, придававшие ей дополнительную силу.

В старину полагали, что «непочатую воду» для купания малышей нельзя было приносить в чёрной ёмкости, её разрешалось смешивать с освящённой крещенской водой и подогревать: для девочек в кувшинчике, чтобы была стройной барышней, а для мальчиков в горшочке, чтобы стал сильным парнем.

Целебные свойства «непочатой воды» распространялись и на хворавших взрослых, которых умывали и поили ею.

Подходила она и для рожениц, которые испив водицы и искупавшись в ней, сохраняли способность долгое время кормить малыша грудным молоком, количество коего не уменьшалось.

Но прежде чем использовать «непочатую воду» для исцеления её после занесения в дом заговаривали. Для этого применялись такие слова-шептания, как: «Великая Праматерь вода. Омой тело мое, душу мою, смой с меня тоску-печаль, боли и болезни, думы мои тяжкие. Раствори, Великая Праматерь, беды мои и сотвори меня заново...» или «Первый день понедельник, второй день вторник, третий середа, тебе на помощь вода. Ты, земля Тытяно, и ты, вода Ульяно, очищала коренья и кременья, очищай его сердце и от крови, от костей, от нутра — живота».

Обрядовая выпечка

Иногда на Руси «непочатую воду» использовали для замеса обрядовой выпечки. Возможно, эта традиция была перенята русскими у болгар, которые в Юрьев день обязательно заготавливали хлебную закваску на «цветната вода» — воде, принесённой на рассвете из трёх разных источников в сосуде с растительными узорами. Об этом народном обычае писал известный болгарский этнограф Димитр Маринов, добавлявший, что за магической влагой для обрядовой выпечки имели право отправляться только девушки и парни, чьи оба родителя были живы и пребывали в добром здравии. Испечённый на «цветната вода» хлеб раздавался родным и близким для благополучия и крепкого здоровья.

Защитные функции

Славяновед Вероника Усачёва отмечала, что русские люди верили в то, что «непочатая вода» часто использовалась для окропления ульев и домашнего скота, хозяйственных построек и огорода.

Для защиты дома от дурных сил русские при строительстве изб закладывали в один их углов фундамента сосуд с «непочатой водой», а, чтобы обеспечить себе материальное благополучие, в основе которого лежал хороший урожай, зарывали емкость с живительной влагой на поле или в саду.

Эта же вода помогала снять порчу и сглаз, для чего проводился специальный ритуал. В принесённую до восхода солнца воду помешались угольки, оставшиеся после сжигания колючих растений — шиповника, крапивы, боярышника. Этот раствор опрокидывали на дно установленного в дверном проёме перевёрнутого ведра, и приглашали гипотетическую жертву сглаза всмотреться в воду, чтобы увидеть причину ворожбы и человека наславшего её.

По окончании защитной церемонии воду сливали в миску, а затем наливали её за пазуху человека, над которым проводились ритуальные действия, предварительно дав ему сделать глоток магической жидкости.

https://cyrillitsa.ru/sueverija/126534-nepochataya-voda-pochemu-na-rusi-yeto-sch.html

Комментариев нет

Поиск родственников

Генеалогия и генетика

  • Сколько русской крови было в Романовых? Кормилицы Царской России

    Сколько русской крови было в Романовых? Кормилицы Царской России

    В газете «Петроградский листок» от 11 марта 1917 г. в заметке «Какая в них кровь» писали об интересном ответе русского историка С.М. Соловьева на вопрос о проценте содержания крови Романовых в современных российских правителях. Гости пили чай, и Сергей Михайлович якобы, взяв пустой чайный стакан, налил его до половины красным вином и, рассказывая о браках русских государей с заморскими принцессами, стал подливать воду. Жидкость «становилась все светлее и светлее, пока, совершенно потеряв старую окраску, сохранила лишь её слабый оттенок». Из чего можно сделать вывод, что русского в этих русских оставалось мало. Но была и другая составляющая крови и плоти наших правителей, которая приходила к ним «из народа».

  • Вздорная барыня. Мать Ивана Тургенева

    Вздорная барыня. Мать Ивана Тургенева

    Иван Сергеевич Тургенев кричал: «Да кого ты не мучаешь? Всех! Кто возле тебя свободно дышит? Ты боишься нам дать что-нибудь, ты этим боишься утратить свою власть над нами. Мы были тебе всегда почтительными сыновьями, а у тебя в нас веры нет, да и ни в кого и ни во что в тебе веры нет. Ты только веришь в свою власть. А что она тебе дала? Право мучить всех!» Любимый сын бросал в лицо обвинения своей матери.

    «Драли меня за всякие пустяки, чуть не каждый день», - писал в дневниках Иван Тургенев. О характере его матери – богатой и властной помещицы Варвары Петровны – ходили легенды. Но люди, знавшие семью близко, объясняли, что у женщины с такой тяжелой судьбой нрав и не мог бы быть кротким.

    Варвара Петровна Тургенева. Вздорная некрасивая барыня, прозванная Салтычихой за жестокость по отношению к крепостным.

    При этом — личность, несомненно, незаурядная, талантливая, образованная… Первой разглядевшая литературный талант своего среднего сына, Ивана Сергеевича. При этом — нещадно наказывающая всех, кто нарушил ее правила: прислугу, сыновей… Знавшая языки, любившая театр, всю жизнь ведущая дневниковые записи. Иван Сергеевич прочитал их уже после смерти матери и воскликнул: «Какая женщина!.. Да простит ей Бог все… Но какая жизнь!»

  • "Любовь хулигана". Самые близкие женщины Сергея Есенина.

    "Любовь хулигана". Самые близкие женщины Сергея Есенина.

    В марте в нашем разделе "Интересное" мы говорим о выдающихся, запомнившихся нам женщинах. Сегодня вспомним женщин Сергея Александровича Есенина. Что правда из того, что мы знаем о них, а что унесли года и исковеркало время?

    Понимающая Изряднова, "любовь по-русски" с Райх, самоубийство Бениславской, "золотая голова" Дункан и высокомерная Толстая.

    Любил он, как и творил, с душой, но перегорал так же быстро, как и влюблялся. Кто были они — главные женщины в жизни поэта.

    — Много женщин меня любило. Да и сам я любил не одну. Не от этого ль тёмная сила приучила меня к вину, — пишет поэт в 1923 году.

  • Самые стильные женщины Серебряного века

    Самые стильные женщины Серебряного века

    Разумеется, в первую очередь Анна Ахматова c ее гордым профилем и Марина Цветаева с вечной челкой. Но кто кроме них?

    «Профессиональных» красавиц вроде балерины Матильды Кшесинской или актрисы Веры Холодной вспоминать не будем — нас интересуют только интеллектуалки, только богема!

  • Как отмечали Масленицу на Руси

    Как отмечали Масленицу на Руси

    Главными праздниками на Руси были в основном даты православного календаря: Рождество, Крещение, Пасха. В них смешались христианские традиции с языческими. Например, накануне Рождества принято было колядовать и наряжаться нечистой силой, а в крещенский сочельник девушки гадали на женихов. Языческое происхождение имела и Масленица, праздник весны и плодородия. Давайте узнаем, что было принято подавать на стол, как веселились и какие песни пели.

  • Создано самое большое в истории генеалогическое древо

    Создано самое большое в истории генеалогическое древо

    Используя миллионы записей с сайта генеалогии, генетики создали самую большую в мире родословную. Она соединяет около 13 миллионов человек, в основном из Европы и Северной Америки, и уходит на столетия в прошлое.