Советы начинающим генеалогам. Часть вторая

22.01.2019 в 08:48

Советы начинающим генеалогам. Часть вторая

Графическое оформление может быть различным, однако удобнее, особенно при больших схемах, каждое имя заключить в квадратную рамку, в неё же желательно внести и даты жизни. Кроме того, имена необходимо снабдить порядковыми номерами, что сделает удобным пользование схемой (таблицей) при чтении текста родословной, в котором также должны быть приведены эти номера. Начиная со второго колена, рядом с порядковым номером в скобках помещается номер имени родителя (отца), что особенно важно для облегчения восприятия текста родословной. С левой стороны схемы римскими цифрами нужно пронумеровать колена, отнеся к первому основателя рода.

Прямая мужская родословная схема служит, как правило, основой (стержнем) для последующих разработок, чаще всего для преобразования её в смешанную родословную. При создании таковой в схему включаются не только братья представленных на предыдущей схеме лиц, но и все известные представительницы женского пола — сёстры, жёны и т. д. Графически их удобнее выделить, помещая имена в овал или в кружок (рис. 2).1

 

Супружеские связи обозначаются двумя параллельными линиями (что проще) или свадебными кольцами (рис. 2, колено III). В случае, если брак был расторгнут, параллельные линии (или кольца) перечёркиваются диагональным штрихом (рис. 2, колено II). При повторном браке к имени супруга, также параллельными линиями, присоединяется имя второй (или даже третьей) жены (рис. 2, колено II). На родословной схеме в этом случае желательно пояснить посредством дополнительной пунктирной линии, от какого брака родились дети. В рассматриваемой схеме (рис. 2) Сергей (№ 5/2) родился от первого брака, а Татьяна (№ 6/2) и Екатерина (№ 7/2) — от второго брака. Жёны вносятся с указанием имени, отчества и девичьей фамилии, но порядкового номера не получают. То же относится к мужчинам, которые вступали в брак с представительницами рассматриваемого рода. Братья и сёстры располагаются по горизонтали в каждом колене, но непременно в хронологическом порядке, слева направо (т. е. по мере появления на свет).
Рисунок 2.

Если у автора есть желание выполнить графически свою родословную в виде древа (что вполне допустимо), то тогда следует поместить основателя рода внизу (т. е. как бы в «корне») и всё построение в дальнейшем вести снизу вверх. Именно в этом и только в этом случае созданную схему можно называть родословным древом (не деревом!). Однако нужно иметь в виду, что изображать такую схему натуралистически, рисуя корни, ствол, ветки и листочки не очень целесообразно, ибо, несмотря на достижение при этом некоторого художественного эффекта общего восприятия, наглядность и понимание родственных связей на самом деле оказываются затруднёнными.
Непосредственная работа по написанию истории рода состоит в скрупулёзном сборе биографических данных о каждом известном человеке и установлении и уточнении родственных связей между ними. Чем больше фактов из жизни ваших родственников вы сможете найти, тем лучше, но при этом всё время следует помнить, что вы готовите, как уже отмечалось выше, исторический документ и поэтому все сведения должны быть абсолютно достоверными и, по возможности, документально подтверждёнными, т. е. нужно давать ссылки на источники. В то же время допустимо (и даже полезно!) упоминание и о семейных преданиях, легендах, ведь их когда-нибудь, быть может, удастся подтвердить, как это посчастливилось Г. Шлиману, открывшему легендарную Трою. Конечно, при упоминании о фактах, не имеющих документального подтверждения, об этом надо делать соответствующую оговорку. Но если даже о каком-либо предке известен лишь сам факт его существования и больше ничего, то и в этом случае не нужно огорчаться, т. к. это упоминание в будущем тоже может стать источником новых исследований. Следует иметь ввиду, что полную информацию о том или ином лице удаётся собрать далеко не всегда, особенно если это касается исторически отдалённого времени.
Биографическая справка каждого члена рода должна составляться в определённом порядке и содержать необходимый перечень сведений. Каждое имя предваряется двойным номером, тем, который был ему присвоен в родословной схеме, о чём уже было сказано ранее. Рядом с именем можно написать и отчество, фамилию многократно повторять нет необходимости. Не следует при этом использовать протокольный порядок написания имени, отчества и фамилии, как это, к сожалению, становится всё более употребимым, т. е. нельзя писать: «Моя мама Степанова Нина Петровна...», лучше будет читаться — «Моя мама Нина Петровна Степанова...». Далее сообщается день, месяц и год рождения (если дата приводится по старому стилю — это надо оговорить), полный адрес места рождения. Если совершался обряд крещения, то об этом тоже следует упомянуть, приведя полное наименование церкви, имена священника и крёстных.
Затем даются сведения об образовании — где, когда, в какую школу поступил, когда окончил (если с медалью, то непременно отметить этот успех). В случае перехода в годы учёбы из одной школы в другую (например, при перемене места жительства) об этих фактах тоже нужно писать. Всё это относится и к информации об учёбе в высшем учебном заведении.
Аналогичен подход и к изложению этапов продвижения по служебной лестнице. Желательно приводить точные названия учреждений, их адреса, даты поступления на службу и увольнения, даты перемещения с одной должности на другую, а также изменение специальности (профессии). Весьма важно не забыть рассказать о полученных тем или иным лицом государственных наградах и званиях, которых оно было удостоено, указав дату и основание для награждения, располагая в хронологическом порядке сначала ордена, а затем медали. Наконец, когда речь идёт о человеке, ушедшем из жизни, надо точно привести не только дату кончины (можно и причину), но и место захоронения. Если предки автора относились к дворянскому сословию, то необходимо указать, где, когда и в какую часть дворянской родословной книги был записан род.
Если возможно (т. е. если известно), то очень интересно рассказать также о характере человека, его наклонностях, привычках, способностях, симпатиях, увлечениях, партийной принадлежности, семейных отношениях, процитировать те или иные высказывания, вспомнить о необычных или особо важных событиях, свидетелем или участником которых он был. Всё это оживит и дополнит обычно суховатый текст биографии.
Нельзя забывать и о научных или литературных трудах (указать точное название, время и место издания), изобретениях. Не возбраняется упоминание и о друзьях, соратниках, товарищах, т. е. биография человека должна быть отражена, возможно, более полно и многогранно.
В практическом отношении лучше всего на каждого члена рода завести отдельный лист (не страницу!) бумаги (при большом объёме информации их будет несколько), который удобно хранить в отдельном конверте, на его лицевой стороне надо написать имя, отчество и номер, присвоенный данному лицу. Можно для записей использовать библиотечные или иные карточки.
Очень выигрывает работа, если она сопровождается ксерокопиями документов из семейных, государственных или иных архивов. Но при этом нельзя забывать о том, что каждый документ должен быть точно и полно атрибутирован и, в частности, должно быть указано местонахождение подлинника. Особо следует подчеркнуть недопустимость использования подлинников в работе в качестве «вещественных» иллюстраций (нельзя приклеивать продуктовые карточки 1942 г. или привинчивать орден Красной Звезды).
Важной составляющей каждой родословной являются фотографии представителей рода, приводить которые можно только в виде копий, но при этом каждая из них должна быть обязательно сопровождена данными не только о том, кто изображён на фотокопии, но и указанием возраста изображённого на ней лица, места съёмки, места хранения оригинала. Если на фотографии изображены ещё и другие лица, желательно назвать и их. В том случае, когда приводится фотография военнослужащего, надо указать его чин, а для гражданских лиц — должность. Бывает и так, что портрет кого-либо из представителей рода был написан художником, тогда, приводя в работе копию такого портрета, не забудьте назвать не только полное имя, отчество и фамилию художника, но и время, место написания, а также вид живописи (масло, акварель и т. п.) и местонахождение оригинала (если утрачен, то об этом следует упомянуть особо). Иллюстрации могут быть оформлены в виде приложения к основному тексту или располагаться по ходу повествования. Если принимается первый вариант, то всё содержимое приложения должно быть пронумеровано, а в тексте при упоминании той или иной фотографии указан соответствующий номер (в скобках).
Наконец, крайне желательно, составляя историю своего рода, не ограничиваться изложением только биографических сведений о своих предках (или представителях рода, о котором Вы пишете), а постараться вкратце характеризовать те или иные исторические события, участниками или свидетелями которых они были. Т. е. если Ваш дедушка был участником штурма Берлина в 1945 г., то непременно надо дать историческую оценку этого события как с точки зрения дедушки, так и с позиций историков (со ссылками!), охарактеризовать масштаб этой операции, авторское понимание её роли во второй мировой войне. Чрезвычайно полезно также постараться осветить в работе историю происхождения фамилии (легендарную или документально обоснованную), для чего стоит познакомиться с литературой по ономастике (науке о происхождении имён). Если возможно, то в соответствующих местах полезно раскрывать и топонимические вопросы, объясняя происхождение названий мест, с которыми были связаны те или иные персоналии.
Практическая работа по составлению родословной обычно проходит не в хронологической последовательности, а исходя из возможностей получения данных. Чаще всего начинают заполнение биографических листов с себя и своих родителей. Но когда наступает время окончания подготовительного (рабочего) периода, нужно весь текст выстроить согласно принятому варианту родословной (восходящей или нисходящей), прочитать его целиком, согласовать и выверить даты, события, отредактировать, проверить сноски, наконец, составить список иллюстраций и список источников (использованной литературы). Следует особо подчеркнуть, что эта часть работы имеет не менее важное значение, чем все предыдущие. Она отражает уровень культуры автора, степень соответствия общепринятым, т, е. наиболее удобным, нормам составления списка источников. Если этот список оформлен с отклонением от правил, то это не только приведёт к снижению оценки всей работы, но и затруднит введение её (работу) в научный оборот, т. е. использование в дальнейшем другими исследователями. Поэтому, составляя список источников, надо знать и использовать основные правила.

Источник: http://www.genotree.ru/download/Blagovo.pdf

Комментариев нет

Поиск родственников

Генеалогия и генетика

  • Как обладание Аляской могло бы повлиять на современное состояние России

    Как обладание Аляской могло бы повлиять на современное состояние России

    Продажа Аляски была предпринята из опасения, что Великобритания, в случае военного конфликта с Россией, легко захватит русские владения в Америке. Впервые такая опасность возникла во время Крымской войны 1853-1856 гг. о тогда Российская Американская Компания (РАК), которая заведовала Аляской, сумела договориться о нейтралитете с британской Компанией Гудзонова залива — фактическим хозяином Канады. Поэтому захват не состоялся. Однако такое обстоятельство не обязательно могло повториться.

  • Почему Екатерина II переселила запорожских казаков на Кубань

    Почему Екатерина II переселила запорожских казаков на Кубань

    Встревоженная участившимися бунтами казаков, Екатерина II 14 августа 1775 года опубликовала манифест о ликвидации Запорожской Сечи. Этот эмоциональный поступок императрицы впоследствии неоднократно обсуждался отечественными историками, которые пришли к выводу, что дальновидная императрица поступила в той ситуации совершенно правильно.

  • Простуда и отравление: какие еще болезни русские лечили с помощью печи

    Простуда и отравление: какие еще болезни русские лечили с помощью печи

    Русскую печь можно назвать культурной особенностью и одновременно многофункциональным устройством. При помощи русской печи не только готовили пищу, обогревали жильё или использовали её под хранилище, это был ещё и один из «аппаратов» для лечения всевозможных болезней. Учитывая минимальное присутствие медицинских знаний, а также невозможность доступа к услугам грамотных лекарей, в старину именно печь могла помочь избавиться от целого ряда недугов, причём без каких-то особенных манипуляций.

  • С днем Великой победы!

    С днем Великой победы!

    Сегодня 9 мая — праздник победы Красной Армии и советского народа над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов — является в России одним из самых важныхи памятных праздников.
    9 мая 1945 года на Центральный аэродром имени Фрунзе приземлился самолет доставивший в Москву акт о капитуляции фашистской Германии.

  • Дочь Николая I: почему ее никто не узнал на картине Брюллова

    Дочь Николая I: почему ее никто не узнал на картине Брюллова

    На протяжении более чем 50-ти лет искусствоведы были абсолютно уверены в том, что на портрете кисти Карла Брюллова изображена некая Ульяна Смирнова. Тем более что на наброске к портрету имелась соответствующая надпись. Однако, кто эта девушка, узнать так и не удалось. И неудивительно: никакой Ульяны Смирновой никогда не существовало.

  • Генетически модифицированные дети: смогут ли они стать совершенными людьми

    Генетически модифицированные дети: смогут ли они стать совершенными людьми

    Не успели стихнуть споры вокруг генномодифицированных животных и растений, как ученый-генетик из Китая Хэ Цзянькуй заявил в конце 2018 года о рождении двух девочек-близнецов, в чей генный код он вмешался. Это позволило получить здоровых детей от матери, инфицированной ВИЧ.