Отмена «частного владения женщинами» и ее последствия

22.08.2013 в 14:04

Отмена «частного владения женщинами» и ее последствия

В начале марта 1918 года в Саратове, у здания городской биржи, собралась разъяренная толпа. В ней преобладали женщины.

Они яростно колотили в дверь и требовали немедленно их впустить в помещение. Со всех сторон доносились негодующие крики: «Подлецы!», «Ироды! Креста на них нет!», «Народное достояние! Ишь, что выдумали, бесстыжие!». В итоге толпа выломала дверь и, ворвалась клуб. На свое счастье анархисты к этому времени успели убежать через черный ход.

Что же так возмутило жителей Саратова? Причиной их бунта послужил расклеенный на домах и заборах «Декрет об отмене частного владения женщинами», изданный якобы «Свободной ассоциацией анархистов города Саратова»... Современные историки спорят о том, не подделка ли этот декрет. По одной из версий его издали не сами анархисты, а их недоброжелатели, которые хотели таким образом натравить на них толпу. В любом случае этот документ не имел никакого отношения к советской власти, хотя и был оформлен, как ее официальное постановление. Главная ирония этой истории заключается в том, что подделку перепечатали многие газеты и официальные правительственные издания в других городах. Сказать, что власть разгневалась — значит, ничего не сказать. Всех причастных к распространению этого псевдо-постановления отправляли под народный трибунал. Но и эта мера помогла не сразу. Документ распространился по стране словно вирус. Понять, почему он вызвал такой переполох, можно, если ознакомиться с его текстом: Итак, дословно: «Законный бракъ, имевшiй место до последняго времени, несомненно являлся продуктомъ того соцiального неравенства, которое должно быть с корнемъ вырвано въ Советской Республике. До сихъ поръ законные браки служили серьезнымъ оружiемъ въ рукахъ буржуазiи в борьбе ея с пролетарiатомъ, благодаря только имъ все лучшiя экземпляры прекраснаго пола были собственностью буржуевъ имперiалистов и такою собственностью не могло не быть нарушено правильное продолженiе человеческаго рода. Поэтому Саратовскiй Губернскiй Советь Народныхъ Комиссаровъ съ одобренiя Исполнительного комитета Губернскаго Совета Рабочихъ, Солдатскихъ и Крестьянскихъ Депутатовъ постановилъ:

§ 1. Съ 1 января 1918 года отменяется право постояннаго владения женщинами, достигшими 17 л. и до 30 л. Примечание: Возрастъ женщинъ определяется метрическими выписями, паспортомъ, а въ случае отсутствiя этихъ документовъ квартальными комитетами или старостами и по наружному виду и свидетельскими показанiями.

§ 2. Действiе настоящего декрета не распространяется на замужнихъ женщинъ, имеющихъ пятерыхъ или более детей.

§ 3. За бывшими владельцами (мужьями) сохраняется право въ неочередное пользование своей женой. Примечание: Въ случае противодействiя бывшаго мужа въ проведенiи сего декрета въ жизнь, онъ лишается права предоставляемого ему настоящей статьей.

§ 4. Все женщины, которыя подходять подъ настоящiй декреть, изъемаются изъ частного постояннаго владенiя и объявляются достоянiемъ всего трудового народа.

§ 5. Распределенiе заведыванiя отчужденныхь женщинъ предоставляетя Сов. Раб. Солд. и Крест. Депутатовъ Губернскому, Уезднымъ и Сельскимъ по принадлежности.

§ 7. Граждане мущины имеють право пользоваться женщиной не чаще четырехъ разъ за неделю и не более 3-хь часовъ при соблюденiи условiй указанныхъ ниже.

§ 8. Каждый членъ трудового народа обязан отчислять оть своего заработка 2% въ фондь народнаго поколения.

§ 9. Каждый мущина, желающй воспользоваться экземпляромъ народнаго достоянiя, должень представить оть рабоче-заводского комитета или профессiонального союза удостоверенiе о принадлежности своей къ трудовому классу.

§ 10. He принадлежащiе къ трудовому классу мущины прiобретаютъ право воспользоваться отчужденными женщинами при условiи ежемесячнаго взноса указанного въ § 8 в фондь 1000 руб.

§ 11. Все женщины, объявленныя настоящимъ декретомъ народнымъ достояниемъ, получають изъ фонда народнаго поколенiя вспомоществованiе въ размере 280 руб. въ месяцъ.

§ 12. Женщины забеременевшiе освобождаются оть своихь обязанностей прямыхъ и государственныхъ въ теченiе 4-хъ месяцев (3 месяца до и одинъ после родовь).

§ 13. Рождаемые младенцы по истеченiи месяца отдаются въ приють «Народные Ясли», где воспитываются и получають образованiе до 17-летняго возраста.

§ 14. При рождении двойни родительницы дается награда въ 200 руб.

§ 15. Виновные въ распространенiи венерическихъ болезней будутъ привлекаться къ законной ответственности по суду революцiоннаго времени".

Статья подготовлена на основе материалов http://rus-biography.ru

Комментариев нет

Поиск родственников

Генеалогия и генетика

  • История Смольного института. Как в России воспитывали благородных девиц

    История Смольного института. Как в России воспитывали благородных девиц

    Жизнь России не могла не изменяться под натиском европейской культуры, и с конца XVIII века это становится особенно заметно. Петр I обращает внимание на женское образование, под его началом появляется школа для девочек. И это будет первой ступенью на пути становления женского образования в России. Екатерина Великая шагает дальше и основывает 16 мая 1764 года в Санкт-Петербурге Смольный институт благородных девиц. Он становится первым высшим учебным заведением для женщин и, пожалуй, самым известным в истории России.

  • Сколько русской крови было в Романовых? Кормилицы Царской России

    Сколько русской крови было в Романовых? Кормилицы Царской России

    В газете «Петроградский листок» от 11 марта 1917 г. в заметке «Какая в них кровь» писали об интересном ответе русского историка С.М. Соловьева на вопрос о проценте содержания крови Романовых в современных российских правителях. Гости пили чай, и Сергей Михайлович якобы, взяв пустой чайный стакан, налил его до половины красным вином и, рассказывая о браках русских государей с заморскими принцессами, стал подливать воду. Жидкость «становилась все светлее и светлее, пока, совершенно потеряв старую окраску, сохранила лишь её слабый оттенок». Из чего можно сделать вывод, что русского в этих русских оставалось мало. Но была и другая составляющая крови и плоти наших правителей, которая приходила к ним «из народа».

  • Вздорная барыня. Мать Ивана Тургенева

    Вздорная барыня. Мать Ивана Тургенева

    Иван Сергеевич Тургенев кричал: «Да кого ты не мучаешь? Всех! Кто возле тебя свободно дышит? Ты боишься нам дать что-нибудь, ты этим боишься утратить свою власть над нами. Мы были тебе всегда почтительными сыновьями, а у тебя в нас веры нет, да и ни в кого и ни во что в тебе веры нет. Ты только веришь в свою власть. А что она тебе дала? Право мучить всех!» Любимый сын бросал в лицо обвинения своей матери.

    «Драли меня за всякие пустяки, чуть не каждый день», - писал в дневниках Иван Тургенев. О характере его матери – богатой и властной помещицы Варвары Петровны – ходили легенды. Но люди, знавшие семью близко, объясняли, что у женщины с такой тяжелой судьбой нрав и не мог бы быть кротким.

    Варвара Петровна Тургенева. Вздорная некрасивая барыня, прозванная Салтычихой за жестокость по отношению к крепостным.

    При этом — личность, несомненно, незаурядная, талантливая, образованная… Первой разглядевшая литературный талант своего среднего сына, Ивана Сергеевича. При этом — нещадно наказывающая всех, кто нарушил ее правила: прислугу, сыновей… Знавшая языки, любившая театр, всю жизнь ведущая дневниковые записи. Иван Сергеевич прочитал их уже после смерти матери и воскликнул: «Какая женщина!.. Да простит ей Бог все… Но какая жизнь!»

  • "Любовь хулигана". Самые близкие женщины Сергея Есенина.

    "Любовь хулигана". Самые близкие женщины Сергея Есенина.

    В марте в нашем разделе "Интересное" мы говорим о выдающихся, запомнившихся нам женщинах. Сегодня вспомним женщин Сергея Александровича Есенина. Что правда из того, что мы знаем о них, а что унесли года и исковеркало время?

    Понимающая Изряднова, "любовь по-русски" с Райх, самоубийство Бениславской, "золотая голова" Дункан и высокомерная Толстая.

    Любил он, как и творил, с душой, но перегорал так же быстро, как и влюблялся. Кто были они — главные женщины в жизни поэта.

    — Много женщин меня любило. Да и сам я любил не одну. Не от этого ль тёмная сила приучила меня к вину, — пишет поэт в 1923 году.

  • Самые стильные женщины Серебряного века

    Самые стильные женщины Серебряного века

    Разумеется, в первую очередь Анна Ахматова c ее гордым профилем и Марина Цветаева с вечной челкой. Но кто кроме них?

    «Профессиональных» красавиц вроде балерины Матильды Кшесинской или актрисы Веры Холодной вспоминать не будем — нас интересуют только интеллектуалки, только богема!

  • Как отмечали Масленицу на Руси

    Как отмечали Масленицу на Руси

    Главными праздниками на Руси были в основном даты православного календаря: Рождество, Крещение, Пасха. В них смешались христианские традиции с языческими. Например, накануне Рождества принято было колядовать и наряжаться нечистой силой, а в крещенский сочельник девушки гадали на женихов. Языческое происхождение имела и Масленица, праздник весны и плодородия. Давайте узнаем, что было принято подавать на стол, как веселились и какие песни пели.